Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Андреев А. Л., Лащук И. В.
Студенческая молодёжь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации Часть 1

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6270

Андреев Андрей Леонидович
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; НИУ МЭИ; Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор философских наук, профессор Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; профессор НИУ МЭИ; главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН 
Лащук Ирина Валерьевна
УО «Белорусский государственный экономический университет»
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономической социологии; руководитель Центра социально-гуманитарных исследований

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Андреев А. Л., Лащук И. В. Студенческая молодёжь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 1. С. 72-82.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6270

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ

Аннотация:

Статья опирается на результаты исследования «Молодёжь в постсоветском пространстве: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации», эмпирической базой которого послужили проведённые по сопоставимой методике социологические опросы, проводившиеся в октябре 2017–феврале 2018 гг. среди студентов ведущих вузов России и Республики Беларусь. Анализ полученных данных осуществлялся с точки зрения проблемы внутренней консолидированности «русского мира» и перспективы смены поколений в элитах постсоветских государств (в этом контексте студенты ведущих российских и белорусских вузов рассматриваются как своего рода протоэлитная группа).Осуществлялось сопоставление картины мира российской и белорусской учащейся молодёжи, формирующихся в студенческих средах двух близких по культуре стран социальных представлений и ценностных ориентаций, особенностей российской и белорусской идентичности, стратегий личностной самореализации, включая выбор места проживания и уровень эмиграционных настроений. Выявлены как сходства, так и различия в менталитете молодых белорусов и россиян. В частности, большое значение имеют выявленные в ходе исследования различия в восприятии стрелы времени, а также в эмоциональном отношении к понятию «государство». На основании результатов анализа в статье показано, что представления о жизни российской и белорусской учащейся молодёжи в значительной мере сходны, однако отношения между Россией и Белоруссией в картине мира российской и белорусской молодёжи асимметричны. В статье обсуждаются возможные последствия различия картин мира и ценностных установок студенческой молодёжи России и Белоруссии для судеб «русского мира».

Литература:

  1. Гофман А. Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 18–25.
  2. Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. 644 с.
  3. Российское общество и вызовы времени. Книга четвёртая / [М. К. Горшков и др.]; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: Весь мир, 2016. 400 с.
  4. Россия на рубеже веков. М.: РОССПЭН, 2000. 448 с.
  5. Черныш М. Ф. Студенческая молодёжь и проблема справедливости в современном российском обществе // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 15. М.: Новый хронограф, 2017. С. 341–368.
  6. Bourdieu Р., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. L.: Sage, 1990. 259 p.
  7. Cottle T. J. The Circles Test: An Investigation of Perception of Temporal Relatedness and Dominance // Journal of Projective Techniques and Personality Assessment. 1967, № 31. P. 58–71.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: