Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Арутюнова Е. М.
Языковой конфликт в разных измерениях: кейсы Татарстана и Башкортостана

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.25.1.6281

Арутюнова Екатерина Михайловна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, Старший научный сотрудник, Центр исследования межнациональных отношений

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Арутюнова Е. М. Языковой конфликт в разных измерениях: кейсы Татарстана и Башкортостана // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 1. С. 98-120.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.25.1.6281

Рубрика:

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Выражение признательности

Статья выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-01963-П)

Аннотация:

Статья посвящена анализу языковых противоречий в республиках в 2017–2018 гг. Эти противоречия можно обоснованно трактовать как конфликт. На примере Татарстана и Башкортостана рассмотрены три измерения конфликта. Институциональное измерение заключается в противоречиях между федеральным центром и регионами на базе правовых разночтений региональных и федерального законодательств в области языка и образования. Юридическая практика не разрешала этих противоречий, поскольку не имела единого направления. Характер взаимодействия центра и республик в ходе развития противоречий связан с очевидными в последнее время трендами централизации и сужения полномочий регионов.Анализ измерения противоречий на уровне «региональная власть – группа населения» позволяет заключить, что другой существенной причиной активизации конфликта стало длительное отсутствие должного внимания регионального руководства к проблемам восприятия частью населения языковой политики в образовании в контексте низкой эффективности преподавания государственных языков республик.Измерение «группа – группа» заключается в противоречиях в дискурсе сторонников обязательного изучения государственных языков и сторонников добровольности их изучения. Языковые противоречия привели к активизации в республиках (в разной степени) активистов и националистов, стимулировали их к новым заявлениям и действиям, что может влиять на установки в межэтнических отношениях и на укрепление границ этнических общностей.

Ключевые слова:

языковая политика в образовании; конфликт; законодательство о языке; законодательство об образовании; Татарстан; Башкортостан

Литература:

  1. Арутюнова Е.М. Этноязыковые проблемы и перспективы в образовательной сфере российских республик (на примере Башкортостана) // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 25–35. DOI: 10.7868/ S0132162518040037
  2. Арутюнова Е.М. Запросы населения в сфере языка и культуры в Республике Татарстан // ИНАБ № 3 - 2017. Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте / [Л.М. Дробижева и др.]; Отв. редактор Л.М. Дробижева. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 34–44 [электронный ресурс]. 1 электрон. опт. диск 12 см (CD-ROM).
  3. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: Словарь терминов и понятий / Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2011. — 208 c.
  4. Сагитова Л.В. Динамика билингвизма в Татарстане: результаты языковой политики правительства и социально-экономическая конъюнктура // Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане. М.: Институт социологии РАН, 2012. С. 26–46.
  5. Салагаев А.Л., Лучшева Л.В. Этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан как следствие противоречий языковой и образовательной политик // Новые проблемы социокультурной эволюции регионов. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». 12–15 октября 2011 г., Казань. Казань: КНИТУ, 2011. С. 162–168.
  6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский Мир, 1997. — 532 с.
  7. Ходжаева Е.А. Татарский язык в школах Татарстана: общественные дебаты и мнение населения // Неприкосновенный запас. 2011. № 6 [электронный ресурс]. Дата обращения 18.04.2018. URL: .
  8. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий: Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; Пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое издательство, 2006. — 198 c.
  9. Юсупов Ю.М., Бердин А.Т., Демичев И.В., Юсупов И.Ф., Асылгужин Р.Р., Бакаев Р.С. Языки Башкортостана: социокультурный и политологический аспекты. Уфа: Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2016. — 121 c.
  10. Языки меньшинств: юридический статус и повседневные практики. Российско-французский диалог / Отв. ред. и пер. с фр. Е. Филиппова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2013. — 202 с.
  11. Jankiewicz S., Knyaginina N. The Language of the Republic at School: Who Decides? Basic Research Program. Working Papers. NRU Higher School of Economics. Series: Law. 2018. No. WP BRP 83/LAW/2018. — 23 р. [online]. Accessed 10.03.2019. URL: .

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 25. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: