Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Гурко Т. А.
Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6410

Гурко Татьяна Александровна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Гурко Т. А. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 2. С. 65-80.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6410

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Выражение признательности

этнокультурных и брачно-семейных отношений»

Аннотация:

В статье анализируются установки юношей и девушек на базе исследования 1408 старшекурсников специалистов различных направлений подготовки в возрасте 20–24 лет, которое проведено в конце 2018 г. в Москве и Ставрополе. Результаты обработаны в IBM SPSS Statistics-23. Установлено, что взгляды студентов на социальные роли мужчин и женщин различаются по полу, причём в большей мере в публичной сфере, нежели в семейной сфере и каждодневных практиках. Результаты отличны от ряда западных стран, где установки юношей и девушек обычно расходятся в частной, а не публичной сфере. Большинство студентов планируют иметь детей (85% юношей и 90% девушек), и более половины из них – двоих детей. Не более одного процента юношей и девушек можно отнести к «чайлд-фри» или «чайлд-хейт».Вопреки гипотезе студенты – и юноши, и девушки – высоко оценивают возможности мужчин выполнять отцовскую роль и редко придерживаются эссенциалистского взгляда на родительство. Среди юношей чаще выражена установка на детоцентризм, нежели среди девушек. Установка на родительскую вовлечённость практически не различается по полу. Студенты признают, что родительство – это ответственная и трудная работа, требующая напряжения и значительных затрат времени и сил. По большинству изучаемых переменных наиболее дифференцирующими являются религиозная и этническая идентичности студентов. Это касается поддержания традиции патрилинейности (намерения девушек взять фамилию мужа после заключения брака), репродуктивных планов, установок на распределение супружеских ролей, детоцентризм и эссенциалистские взгляды в сфере родительства. В статье выделены социальные группы студентов – юношей и девушек, поддерживающих взгляды, представляющие факторы риска с точки зрения успешности будущего брака.

Ключевые слова:

студенты; пол; этническая / религиозная идентичность; социальные роли; репродуктивные установки; родительство; детоцентризм; эссенциализм

Литература:

  1. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН 2008. 325 с.
  2. Гурко Т. А., Мамиконян М. С. Установки студентов в брачно-семейной сфере и отношениях между полами // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 192–226.
  3. Гурко Т. А., Мамиконян М. С., Бийжанова Э. К. Исследования гендерной идеологии молодёжи: обзор зарубежных работ // Социология медицины. 2018. Т. 17. № 2 (в печ.).
  4. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. 110 с.
  5. Женщины и мужчины России. 2016: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. 208 с.
  6. Женщины и мужчины России. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 241 с.
  7. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. M., 2017. 261 с.
  8. Тарченко В. С., Бийжанова Э. К. Исследования брачно-семейных представлений студенческой молодёжи: обзор российских работ // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. С. 50–55. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.7.
  9. Andrade C. Adaptation and Factorial Validation of the Attitudes Toward Gender Roles Scale // Paid?ia. jan-apr. 2016. Vol. 26. № 63. P. 7–14. DOI: 10.1590/1982-43272663201602.
  10. Garc?a-Cuetoa Ed., Rodr?guez-D?aza F. J., Bringas-Molledaa C., L?pez-Ceperob J., Pa?noQuesadac S., Rodr?guez-Francob L. Development of the Gender Role Attitudes Scale (GRAS) amongst young Spanish people // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2015. Vol. 15. P. 61–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijchp.2014.10.004.
  11. Grunow D., Begall K. and Buchler S. Gender ideologies in Europe: A multidimensional framework // Journal of Marriage and Family. 2018. Vol. 80. № 1. P. 42–60. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jomf.12453.
  12. Liss M., Schiffrin H. H., Mackintosh V. H., Miles-McLean H., Erchull M. J. Development and Validation of a Quantitative Measure of Intensive Parenting Attitudes // Journal of Child and Family Studies. 2013. Vol. 22. № 5. P. 621–636.
  13. Petrovic J. S., Zaharijevski D. S. Students’ Perception of Marriage, Family and Parenthood in the Light of Religious Identity and Religious Tolerance: a Comparative Perspective // Collection of papers of the faculty of philosophy of the faculty of philosophy. University of NI?. 2015. Vol. XLV. № 3. P. 3–26. DOI: 10.5937/zrffp45-9130.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: