Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Леньков Р. В., Пацула А. В.
Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6802

Леньков Роман Викторович
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Пацула Андрей Валерьевич
Российский государственный социальный университет
доктор социологических наук, старший научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Леньков Р. В., Пацула А. В. Формирование способности и возможности творчества будущего: социокультурный ответ на вызовы современного образования // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 4. С. 85-96.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6802

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Актуальность научного исследования обусловлена практической необходимостью осуществления социокультурной стратегии, направленной на системное обновление института образования в России, служащего гарантией качества обучения, способствующего росту отечественной экономики, социальной сферы, культуры и благополучия граждан страны. В связи с этим целью работы является критический анализ модели Римского клуба и концепции «нового Просвещения», которые репрезентируют «грамотность в отношении будущего» («futures literacy»). Сущность исследования заключается в обосновании авторской альтернативной модели, отличающейся от модели Римского клуба и состоящей в продвижении концепта формирования у обучающихся способности и возможности творчества будущего. При подготовке работы авторы настоящей статьи опирались на практики компаративистского и системного подходов, метод ретроспекции, которые позволили выявить и диагностировать различные точки зрения на задачи, средства и формы обновления высшего и среднего профессионального образования в России и за рубежом, определить методологические критерии к оценке влияния образования на социальное и культурное развитие общества. На платформе оригинальной содержательной модели, специфицируемой по профилируемым критериям, интерпретируются ключевые компоненты смены образовательной парадигмы. В статье на основе авторского подхода раскрываются барьеры, препятствующие развитию отечественного образования, указываются пути их преодоления. Результаты исследования имеют практическую направленность и могут быть востребованы специалистами органов государственной власти и местного самоуправления, высшего и среднего профессионального образования, экспертами в области прогнозирования, внедрения и продвижения информационных (цифровых) технологий, а также разработчиками педагогических методик и организаторами учебного процесса в образовательных организациях.

Литература:

  1. Агеева Н. А. Модернизация системы высшего образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61025 (дата обращения: 08.09.2019).
  2. Бардакова Е. А. Futures literacy и необходимость новых технологий в современном российском высшем образовании // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 1. С. 69–75.
  3. Горин Н. И., Нещадин А. А., Тульчинский Г. Л. Перезревшая необходимость реформы высшей школы, или почему бизнес должен прийти в университеты. Часть II // Философские науки. 2016. № 2. С. 22–35.
  4. Жернов Е. Е. Формирование экономики знаний в ресурсодобывающем регионе: роль опорного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 85–90.
  5. Леньков Р. В., Пацула А. В. Пять тезисов об образовании для будущего: социокультурный ответ // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 583-587.
  6. Леньков Р. В. Теория социального управления в высшей школе: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 183 с.
  7. Мариносян Х. Э. Стратегия государственного развития и сфера образования // Философские науки. 2016. № 1. С. 7–9.
  8. Пацула А. В. Девиантная субкультура уральской молодёжи: Некоторые методологические посылы и практика социологического анализа / А. В. Пацула, Б. С. Павлов, В. Н. Козлов, Е. В. Малыш // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 1. М., 2019. С. 538–545.
  9. Weizsaecker E. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet / E. Weizsaecker, A. Wijkman. Springer, 2017.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: