Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В.
Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 1

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803

Ломбина Тамара Николаевна
АНО «Читайка»
кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе
Мансуров Валерий Андреевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН
главный научный сотрудник, профессор
Юрченко Олеся Викторовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 4. С. 97-107.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Линейный печатный текст и нелинейный гипертекст конкурируют за внимание детей и взрослых. В статье речь пойдёт о проблемах чтения в новой цифровой реальности, связанных с появлением текстов нового формата и изменением практик чтения. Данный вопрос приобретает актуальность, так как цифровое чтение начинает преобладать над традиционным, что оказывает влияние на индивидуальных читателей и на систему образования в целом. Эта проблематика остаётся недостаточно хорошо изученной в социальных науках. В первой части статьи рассмотрены возможные социальные и педагогические последствия перехода к цифровому чтению в обучении. Обзор научных исследований по проблеме показывает, что дети понимают тексты лучше, если читают их на бумажных носителях. Одна из причин этого заключается в разных целях, с которыми мы читаем печатные и цифровые тексты. Чтение с экрана чаще становится средством для общения или для поиска информации, в результате чего механизм цифрового чтения можно определить как «чтение-скольжение» в отличие от более медленного, вдумчивого погружения в печатный текст. В современной системе образования должны быть предусмотрены условия для формирования двойной грамотности: традиционной и новой, что позволит понимать глубокие и сложные вещи, представленные в цифровом и печатном формате. Результаты проведённого эмпирического исследования практик чтения учеников четвёртого класса будут представлены во второй части статьи.

Литература:

  1. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77–100.
  2. Соболева О. В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения. Дис. … докт. психол.наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология / Соболева Ольга Владимировна. Курск, 2010. 304 с.
  3. Солдатова Г. В. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс] // ФИРО. 12–14 октября. 2017. URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
  4. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; НИУ ВШЭ, Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
  5. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер – гуманитарные науки: сайт. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения: 11.06.2019).
  6. Яковлева А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр [Электронный ресурс] // Художественная культура. 2015. № 2. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2015-2/ yazyki/4492.html (дата обращения: 11.06.2019).
  7. Ясюкова Л. А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2). С. 112–116.
  8. Ясюкова Л. А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. 2011. № 2. С. 25–30.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: