Журнал: Социологическая наука и социальная практикаРязанова С. В.Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Рязанова С. В.

Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7306
Рязанова Светлана Владимировна
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия
доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН; профессор кафедры истории и философии, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Рязанова С. В. Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Том. 8. № 2. С. 86-100.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7306

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Выражение признательности

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №19-511-60005

Аннотация:

Точкой приложения исследовательского интереса автора является установление механизмов формирования закрытого религиозного сообщества на примере одной из общин Прикамья. Группа верующих вызывает интерес как возникшая в рамках возрождения православной жизни региона, сочетающая в себе черты народной религиозности, новых религиозных движений (НРД) и «исторических сект». Реконструируется история складывания сообщества верующих, с привлечением элементов биографического метода. Исследование построено на основе интервью и переписки с бывшими членами общины, близкими насельников, анализе материалов закрытой группы социальной сети, записей занятий обители, фотокопий рабочих тетрадей группы. Выделены специфические черты сообщества, позволяющие при его анализе использовать терминологию и ряд теоретических построений Э. Гоффмана, связанных с понятием тотального сообщества. Покровская обитель предстаёт как сообщество закрытого типа с чертами тотальности, что выражается в территориальной и коммуникационной замкнутости постояльцев общинного поместья, их занятости исключительно на внутренних работах, представлении о группе как о семье. Отсутствие частной жизни сочетается с наличием для насельников обязательной связи «матушка–дитя» по отношению к лидеру группы, формирующей и психологическую зависимость. Практика имянаречения для взрослых членов общины, создание новых брачных союзов, участие в гендерно ориентированных советах создают особую микросреду, что приводит к унификации мировоззрения верующих и формированию травматического опыта. Наличие системы привилегий для продвинутых насельников дополняется развитой системой штрафов разного рода, включающих в себя публичное покаяние, отпевание заживо и изгнание из обители. Все это позволяет говорить о создании внутри религиозного сообщества эффективных механизмов управления верующими на основе травмы, приводящих к смене ценностей и социальных ролей и снижению критического мышления.

Ключевые слова:

тотальные институты; религиозная община; Покровская обитель

Литература:

  • Асауленко О. Под покровом тьмы [Электронный ресурс]: Территория Пермь: [сайт]. 11 июля 2016. URL: https://territory-perm.ru/news/96/ (дата обращения: 18.05.2020).
  • Асауленко О. Гражданский суд [Электронный ресурс]: Территория Пермь: [сайт]. 14 марта 2017. URL: https://territory-perm.ru/analytics/43/ (дата обращения: 18.05.2020).
  • Асауленко О. «По плодам узнаете их…» [Электронный ресурс]: Территория Пермь: [сайт]. 22 июля 2019. URL: https://territory-perm.ru/news/148/ (дата обращения: 18.05.2020).
  • Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М.: Из-во МГУ, 1984. 286 с.
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодёжь. М.: Из-во МГУ, 1980. 103 с.
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М.: ИФ РАН, 1999. 244 с.
  • Баркер А. В. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. 282 с.
  • Гоффман Э. Тотальные институты. Очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. С. Салина; под ред. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2019. 464 с.
  • Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983. 303 с.
  • Григорьева Л. И. Новые религиозные движения и государство в современной России. М.: Прогресс, 2001. 425 с.
  • Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство (Социальнофилософский очерк) / Л. И. Григорьева; М-во образования Рос. Федерации; Сиб. гос. технол. ун-т. Красноярск: СибГТУ, 2002. 399 с.
  • Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985. 64 с.
  • Гуревич П. С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. М.: Знание, 1983. 64 с.
  • Забияко А. Спасут ли нас чужие боги // Перспективы. 1992. № 2. С. 112–118.
  • Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. 472 с.
  • Клюев Б. И. Неорелигиозные движения в современной Индии // Народы Азии и Африки. 1984. № 6. С. 25–34.
  • Матвеев В. Преданные Кришны – кто они? // Наука и религия. 1990. № 10. С. 25–28.
  • Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. 64 с.
  • Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М.: Сов. Россия, 1985. 157 с.
  • Невилл Р. «Бостонское конфуцианство» – корни восточной культуры на западной почве // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 1. С. 138–149.
  • Никифорова Б. Искания молодёжи и «Движение Иисуса» // Наука и религия. 1976. № 5. С. 78–80.
  • Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. 2-е изд. М.: Объединённое гуманитарное издательство, 2004. 541 с.
  • Православная обитель или секта? Две истории пермяков, живших в «Покровской обители» [Электронный ресурс]: 59.RU: [сайт]. 27 сентября 2019. URL: https://59.ru/text/ gorod/66247327/ (дата обращения: 18.05.2020).
  • Рязанова С. В. Миф в его соотношении с религиозным и светским типами мировоззрения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012а. С. 123–136.
  • Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья Божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2019. № 1. С. 85–100. DOI: 10.15593/ perm.kipf/2019.1.07
  • Рязанова С. В. Специфика мифа как культурной формы // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2014. № 4. С. 37–44.
  • Рязанова С. В. Структура современного религиозного сознания: общее и особенное // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2012б. Т. 10. № 3. С. 197–204.
  • Сенин Ю. США: Кризис веры // Наука и религия. 1969. № 9. С. 88–89.
  • Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М.: Наука, 1989. 139 с.
  • Ткачева А. А. Кришна Харе // Азия и Африка сегодня. 1993. № 8. С. 56–57.
  • Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М.: Наука, 1991. 137 с.
  • Бочаров Т. Ю. Тотальные институты в России // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 3. С. 329–330
  • Aidada A. A. Social Change, Gender Roles, and New Religious Movements // Sociological Analysis. 1985. № 46 (3). P. 287–314.
  • Beckford J. A. Some Questions about the Relationship between Scholars and the New Religious Movements // Sociological Analysis. 1983. № 44 (3). P. 189–196.
  • Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. № 42 (3). P. 249–264.
  • Berger A. L. Hasidism and Moonism: Charisma in the Counterculture // Sociological Analysis. 1981. № 41 (4). P. 375–390.
  • Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. № 39 (3). P. 228–240.
  • Davil G. Global Civil Religion: a European Perspective // Sociological Analysis. 2001. № 62 (4). P. 455–473.
  • Gussner R. E., Berkowitz S. D. Scholars, Sects and Sanghas: Recruitment to Asian-Based Meditation Groups in North America // Sociological Analysis. 1988. № 49 (2). P. 136–170.
  • Hoge D. R., Smith E. L. Normative and Non-Normative Religious Experience Among High School Youth // Sociological Analysis. 1982. № 43(1). P. 69–82.
  • Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. № 53 (4). P. 1–13.
  • Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. № 39 (4). P. 95–122.
  • Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. № 40 (4). P. 297–314.
  • Stone D. New Religious Consciousness and personal religious Experience // Sociological Analysis. 1978. № 39 (2). P. 123–134.
  • Swatos W. H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back // Sociological Analysis. 1981. № 42 (1). P. 17–26.
  • Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. № 48 (4). P. 355–371.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 8. № 2.
>> Архив журнала