Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Андреев А. Н.Модель применения исследовательской фотографии при изучении социального взаимодействия

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Андреев А. Н.

Модель применения исследовательской фотографии при изучении социального взаимодействия


Андреев Андрей Николаевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики
Приглашенный преподаватель департамента социологии факультета социальных наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Андреев А. Н. Модель применения исследовательской фотографии при изучении социального взаимодействия // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2019. № 49. С. 84-130.

Рубрика:

НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ДАННЫЕ: МЕТОДЫ СБОРА И АНАЛИЗА

Аннотация:

Статья посвящена созданию и анализу фотографических изображений при проведении социологического исследования. Представлен краткий обзор ряда работ, где фотография используется в качестве источника описания социального взаимодействия. Показано, что «готовая фотография» в противоположность «исследовательской фотографии» обладает рядом ограничительных свойств, которые не позволяют ей быть релевантной описанию социального взаимодействия. Ресурс исследовательской фотографии используется для создания модели изучения социального взаимодействия. Для этого первоначально модель организуется в общем виде посредством трех этапов (подготовка к проведению исследования, нахождение фотографа-исследователя непосредственно в поле, предоставление результатов исследования) с присущим каждому этапу эпистемологическим принципом. Подготовительному этапу исследования соответствует принцип предполагаемой и не предполагаемой информации. Полевому этапу – принцип избирательной непрерывности. Завершающему этапу исследования собранных полевых материалов соответствует принцип анализа фотографического события. Затем для каждого этапа предлагается рассмотреть переменные, отвечающие за исследовательский процесс. На первом этапе рассматриваются переменные: методология, исследовательская проблема, ожидаемый результат. На втором этапе: членство фотографа-исследователя в социальном учреждении, место фотографирования, видимость сцены и акт фотографирования. На третьем этапе: полевой архив, линейность события и событие-процесс, фотография как иллюстрация и как данные. В предлагаемой модели сам фотограф-исследователь занимает центральную позицию. Созданная модель иллюстрируется двумя полевыми кейсами в рамках изучения «групповой сплоченности».

Литература:

  • Ball M., Smith G. Technologies of Realism? Ethnographic Uses of Photography
  • and Film // Handbook of Ethnography / Ed. by P.A. Atkinson, S. Delamont, A. Coffey [et al.]. London: SAGE Publication, 2007. P. 302–319.
  • Sorenson R.E. A Research Film Program in the Study of Changing Man // Current Anthropology. 1967. Vol. 8. No. 5. P. 443–469.
  • Sorenson R.E. Visual Records, Human Knowledge, and the Future // Principles of Visual Anthropology / Ed. by P. Hockings. Chicago: Aldine, 1975. P. 493–506.
  • Heider K.G. Ethnographic Film. Austin: Univ. of Texas Press, 2006.
  • Запольская А.Б. Метод фотоинтервью в социальных исследованиях: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 39. С. 127–156.
  • Dirksmeier P. Der husserlsche Bildbegriff als theoretische Grundlage der reflexiven Fotografie: Ein Beitrag zur visuellen Methodologie in der Humangeografie // Social Geography. 2007. Vol. 2. No. 1. S. 1–10.
  • Prosser J., Schwartz D. Photographs within the Sociological Research Process // Image-based Research: A Sourcebook for Qualitative Researchers / Ed. by J. Prosser. London: Routledge; Falmer Press, 2005. P. 101–115.
  • Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Учение о подо¬бии. Медиаэстетические произведения: сб. статей. М.: РГГУ, 2012. С. 109–132.
  • Goldstein B.M. All Photos Lie: Images as Data // Visual Research Methods: Image, Society, and Representation / Ed. by G.C. Stanczak. London: Sage Publications, 2007. P. 61–81.
  • Shiffrar M., Freyd J.F. Timing and Apparent Motion Path Choice with Human Body Photographs // Psychological Science. 1993. Vol. 4. No. 6. P. 379–384.
  • Adelman C. Photocontext // Image-based Research: a Sourcebook for Qualitative Researchers / Ed. by J. Prosser. London: Routledge; Falmer Press, 2005. P. 131–142.
  • Piette A. Epistemology and Practical Applications of Anthropological Photography // Visual Anthropology. 1993. Vol. 6. No. 2. P. 157–170.
  • Prosser J. What Constitutes an Image-based Qualitative Methodology? // Visual Sociology. 1996. Vol. 11. No. 2. P. 25–34.
  • Collier J. Evaluating Visual Data // Images of Information: Still Photography in the Social Sciences / Ed. by J. Wagner. London: Sage Publications, 1979. P. 161–169.
  • Worth S. Cognitive Aspects of Sequence in Visual Communication // Audio-visual Communication Review. 1968. Vol. 16. No. 2. P. 121–145.
  • Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378–392.
  • Harper D. The Visual Ethnographic Narrative // Visual Anthropology. 1987. Vol. 1. No. 1. P. 1–19.
  • Caldarola V.J. Visual Contexts: a Photographic Research Method in Anthropology // Studies in Visual Communication. 1985. Vol. 11. No. 3. P. 33–53.
  • Caldarola V. The Generation of Primary Photographic Data in Ethnographic Fieldwork: Context and the Problem of Objectivity // Visual Explorations of the World / Ed. by T. Martin, R. Jay. Aachen: Edition herodot im Rader-Verlag, 1987. P. 217–227.
  • Caldarola V.J. Imaging Process as Ethnographic Inquiry // Visual Anthropology. 1988. Vol. 1. No. 4. P. 433–451.
  • Мещеркина Е. Субъектив камеры // ИНТЕР. 2002. Т. 1. No. 1. С. 85–86.
  • Banks M. Visual Methods in Social Research. London: SAGE Publications, 2001.
  • Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007.
  • Becker H.S. Categories and Comparisons: How We Find Meaning in Photographs // Visual Anthropology Review. 1998. Vol. 14. No. 2. P. 3–10.
  • Андреев А. Форум: От поля к тексту // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 14–20.
  • Shanklin E. When a Good Social Role is Worth a Thousand Pictures // Images of Information: Still Photography in the Social Sciences / Ed. by J. Wagner. London: Sage Publications, 1979. P. 139–145.
  • Woodward S. Digital Photography and Research Relationships: Capturing the Fashion Moment // Sociology. 2008. Vol. 42. No. 5. P. 857–872.
  • Pink S. Sensory Digital Photography: Re-thinking ‘Moving’ and the Image // Visual Studies. 2011. Vol. 26. No. 1. P. 4–13.
  • Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: Univ. of New Mexico Press, 1986.
  • Harper D. Visual Sociology. New York: Routledge, 2012.
  • Pink S. Doing Visual Ethnography. London: Sage Publications, 2013.
  • Suchar C.S. Grounding Visual Sociology Research in Shooting Scripts // Qualitative Sociology. 1997. Vol. 20. No. 1. P. 33–55.
  • Wagner J. Avoiding Error // Images of Information: Still Photography in the Social Sciences / Ed. by J. Wagner. London: Sage Publications, 1979. P. 147–159.
  • Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология. Антология / Под ред. С.П. Бань¬ковской. М.: Университет, 2002. С. 319–352.
  • Harper D. An Argument for Visual Sociology // Image-based Research: a Sourcebook for Qualitative Researchers / Ed. by J. Prosser. London: Routledge; Falmer Press, 2005. P. 20–35.
  • Богданова Н.М. Фотография как объект социологического познания: дис. ... канд. социол. наук / Рос. гос. гуманитар. ун-т. Самара, 2014.
  • Sztompka P. Socjologia wizualna. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2005.
  • Harper D. The Development of Visual Sociology: a View from the Inside // Societ?MutamentoPolitica. 2016. Vol. 7. No. 14. P. 237–249.
  • Banks M. Using Visual data in Qualitative Research. London: Sage Publications, 2007.
  • Пинк С. Форум: Визуальная антропология // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 68–78.
  • Wagner J. Visible Materials, Visualized Theory and Images of Social Research // Visual Studies. 2006. Vol. 21. No. 1. P. 55–69.
  • Позднякова А. Интерсубъективность в фотографии: Гуссерль и эсте¬тика Апнесета // Феноменология повседневности. Вильнюс: Логвінаў, 2015. С. 101–142.
  • Schwartz D. Superbowl XXVI: Reflections on the Manufacture of Appearance // Visual Sociology. 1993. Vol. 8. No. 1. P. 23–33.
  • Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.
  • Collier M. Approaches to Analysis in Visual Anthropology // The Handbook of Visual Analysis / Ed. by T.V. Leeuwen, C. Jewitt. London: SAGE Publication, 2001. P. 35–60.
  • Harper D. Photography as Social Science Data // A Companion to Qualitative Research / Ed. by U. Flick, E. Kardorff, I. Steinke. London: SAGE Publications, 2004. P. 231–236.
  • Eberle T.S. Der Akt des Fotografierens: Eine ph?nomenologische und autoethnografische Analyse // Fotografie und gesellschaft: Ph?nomenologische und wissenssoziologische Perspektiven / Hg. T.S. Eberle. Bielefeld: transcript Verlag, 2017. S. 97–116.
  • Canal G.O. Photography in the Field // Working Images Visual Research and Representation in Ethnography / Ed. by S. Pink, L. K?rti, A.I. Afonso. New York: Routledge, 2004. P. 27–42.
  • Zuev D. Visual Methods in Event Studies // Approaches and Methods in Event Studies / Ed. by T. Pernecky. New York: Routledge, 2016. P. 96–119.
  • Zuev D., Krase J. Visual Sociology // SOCIOPEDIA.ISA. 2017. January. URL: http://www.researchgate.net/profile/Jerry_Krase/publication/323595992_ Visual_sociology/links/5c801725299bf1268d404992/Visual-sociology.pdf (date of access: 01.09.2018).
  • Where Is the Theory in Visual Anthropology? / P. Hockings, K.G. Tomaselli, J. Ruby [et al.] // Visual Anthropology. 2014. Vol. 27. No. 5. P. 436–456.
  • Wagner J. Photographs as Background, Illustration, and Data // Images of Information: Still Photography in the Social Sciences / Ed. by J. Wagner. London: Sage Publications, 1979. P. 189–200.
  • Арнхейм Р. О природе фотографии // Арнхейм Р. Новые очерки по пси¬хологии искусства. Москва: Прометей, 1994. С. 119–133.
  • Симонова О.А. Методологические инновации и вызовы в социологии эмоций: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2016. № 42. C. 114–144.
  • Ekman P., Ellsworth P.C., Friesen W.V. Emotion in the Human Face: Guidelines for Research and an Integration of Findings. Elmsford: Pergamon Press, 1972.
  • Stevens M. Photography and the Imagined Body // Visual Sociology. 1993. Vol. 8. No. 1. P. 34–40.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. № 49.
>> Архив журнала