Журнал: ВластьКрасовская Н. Р., Гуляев А. А.Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере

Журнал: Власть

Красовская Н. Р., Гуляев А. А.

Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7440
Красовская Наталия Рудольфовна
Новосибирский государственный педагогический университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии
Гуляев Андрей Анатольевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко
кандидат философских наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Красовская Н. Р., Гуляев А. А. Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере // Власть. 2020. Том. 28. № 4. С. 93-98.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7440

Рубрика:

ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация:

Политическое воздействие дипфейков связано с применением определенных психологических инструментов. Основой воздействия дипфейков выступают технологии манипулирования сознанием и поведением людей. Методологическим инструментом данной работы выступил метод системного анализа. Различные манипулятивные техники при использовании дипфейков представляют собой систему, в них изображение и видео играют ключевую роль, а главной их целью является спровоцировать людей на такое поведение, которое является выгодным для манипуляторов. Дипфейк создается с использованием искусственного интеллекта и генеративно-состязательных нейросетей. Ключевым каналом распространения дипфейков являются социальные сети и электронные СМИ.

Литература:

  • Ершов Ю.М. 2018. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик. – Вестник Томского государственного университета. Филология. № 52. С. 62-74.
  • Кара-Мурза С.Г. 2015. Манипуляция сознанием. Век 21. М.: Алгоритм. 525 с.
  • Ковалев В.И., Матвиенко Ю.А. 2016. «Поведенческая» война как одна из перспективных невоенных угроз безопасности России. – Информационные войны. Т. 40. № 4. С. 20-24.
  • Кугушева А. 2016. От?информационных?войн?к?поведенческим. – Информационные войны. Т. 37. № 1. С. 11-23.
  • Кудрина Л.В. 2017. Актуальные заимствования в языке СМИ на примере лексемы «фейк». – ART LOGOS. № 1. С. 215-224.
  • Московичи С. 2018. Век толп. Минск: Харвест. 432 с.
  • Санстайн К. 2016. Иллюзия выбора. Кто принимает решения за нас, и почему это не всегда плохо. М.: Альпина. 416 с.
  • Третьяков А.О., Филатова О.Г. 2018. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием искусственного интеллекта. – International Journal of Open Information Technologies. С. 34-41.
  • Шейнов В.П. 2010. Манипулирование сознанием. Минск: Харвест. 718 с.
  • Westerlund M. 2019. The Emergence of Deepfake Technology: A Review. – Technology Innovation Management Review. Vol. 9. Is. 11. November. P. 39-52.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 28. № 4.
>> Архив журнала