Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Уровень жизни населения регионов России

Александрова О. А.
Рыночная трансформация образования и качество народонаселения

DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.2.1

Александрова Ольга Аркадьевна
ИСЭПН ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, ИСЭПН ФНИСЦ РАН; профессор департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Александрова О. А. Рыночная трансформация образования и качество народонаселения // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том. 17. № 2. С. 167-177.
DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.2.1

Рубрика:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В статье анализируется влияние, которое перманентные реформы образования оказывают на качество народонаселения, его образовательный потенциал. Основные нововведения и их последствия анализируются последовательно на каждой из ступеней системы образования: дошкольной, школьной, в системе профессионально-технического и высшего образования, а также на уровне подготовки научно-педагогических кадров. В основу анализа положены многочисленные эмпирические исследования сферы образования, реализованные при участии автора в последние два десятилетия. Показано, что на всех ступенях российской системы образования его доступность снижается, а качество, если в отдельных случаях и сохраняется относительно неплохим, то, скорее, вопреки, а не благодаря созданным условиям. Сделан вывод о том, что отсутствие положительных результатов связано с возобладавшим в постсоветской России рыночным фундаментализмом, рассматривающим сферу образования как предназначенную для извлечения прибыли сервисную отрасль, а также со спецификой сложившейся экономической модели, в рамках которой преимущественное развитие получили не высокотехнологичные отрасли, заинтересованные в развитии образования и науки, а слабо востребующие инновации сырьевые и торгово-посреднические сектора экономики. Преодоление негативных тенденций требует принципиального пересмотра отношения к образованию – восприятия его не как «услуги», а как института развития. Такое понимание роли и функций образования должно привести к пересмотру подходов к его финансированию, нормированию и оплате труда работников образования, а также к ревизии образовательного законодательства с целью устранения норм, стимулирующих коммерческие отношения и, тем самым, ведущих к снижению доступности образования. Кроме того, необходимо создание условий для развития востребующих квалифицированные кадры высокотехнологичных отраслей

Ключевые слова:

реформы образования; рыночные отношения; народонаселение; доступность; качество; дошкольное образование; средняя школа; профессионально-техническое образование; высшее образование

Литература:

  • 1. Александрова О.А., Ненахова Ю.С., Ярашева А.В. Возможности стратегического планирования трудового потенциала в легкой, пищевой промышленности и АПК // Народонаселение. 2017. №1. С. 35–45.
  • 2. Болдышева Н.О. К вопросу о стимулировании труда учителей в условиях реформы образования в России // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. Т.2. №1. С. 95–99.
  • 3. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. 594 с. ISBN 5-85085-757-5
  • 4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От великой победы до краха. Харьков, Издательство: Книжный клуб, 2007. ISBN: 978-5-9910-0182-3
  • 5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. Т.73. №5. С. 450–456.
  • 6. Народонаселение современной России: воспроизводство и развитие / под ред. проф. Локосова В.В. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. 411 с. ISBN 978-5-9906832-3-5
  • 7. Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. Т.21. №3. С.96-108.
  • 8. Общее образование: мониторинг эффективности / под науч. ред. Е.М. Авраамовой, Г.С.Токаревой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 470 с. ISBN 978-5-7749-0980-3.
  • 9. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. N3. С. 73–132.
  • 10. Смолин О.Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. 2019. №1 (59). С. 29–40.
  • 11. Смолин О.Н. Российское образовательное законодательство. Философско-методологические и социально-правовые проблемы. Ч.1 // Философские науки. 2016. № 1. С. 9–20.
  • 12. Соболева И.В. Справедливость и эффективность в сфере образования: есть ли дилемма? // Альтернативы коммерциализации и бюрократизации образования, науки и культуры/ под ред. Н.Г. Яковлевой. М.: Культурная революция. 422 с.
  • 13. Таганрогские исследования: полвека спустя: Коллективная монография / Под науч. ред. чл. корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.В. Локосова. М.: Экономическое образование, 2017. 288 с. ISBN: 978-5-7425-0185-5.
  • 14. Эволюция нормативной базы социальных реформ / науч. ред. – Е.М. Авраамова. М.: ИСЭПН РАН, 2011. 244 с. ISBN 978-5-903198-24-5.
  • 15. Яковлева Н.Г. Некоторые вопросы трансформации сферы образования и рынка труда, и их государственного регулирования // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. №2. С. 76–82. DOI: 10.19181/lsprr/2020.16.2.7
  • 16. Breton Th. The Role of Education in Economic Growth: Theory, History, and Current Returns. Educational Research. 2012. Vol. 55 No. 2. November. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2184492 (дата обращения: 24.02.2021) DOI: 10.2139/ssrn.2184492
  • 17. Breton Th. Schooling and national income: How large are the externalities? Education Economics. 2010. Vol. 18. No.1. March. P. 67-92. DOI: 10.1080/09645290801939645
  • 18. Glaeser E., Porta R., Lopez-de-Silanec F., Shleifer A. Do Institutions Cause Growth? Journal of Economic Growth, 2004, 9(3) July. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=556370 (дата обращения: 17.02.2021) DOI: 10.2139/ssrn.556370
  • 19. Ozturk I. The Role of Education in Economic Development: A Theoretical Perspective. Journal of Rural Development and Administration, Volume XXXIII, No. 1, Winter 2001, pp. 39-47. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=1137541 (дата обращения: 24.02.2021)
  • 20. Parsons T. The School Class as a Social System: Some of its Functions in American Society. Exploring Education: An Introduction to the Foundations of Education. By Alan R. Sadovnik, Peter W. Cookson, Susan F. Semel, Ryan W. Coughlan. N.Y. Routledge 2017. 606 p. DOI: 10.4324/9781315408545
  • 21. Soto M., Cohen D. Growth and Human Capital: Good Data, Good Results, Journal of Economic Growth, 2007 February, 12(1):5 1-76. DOI: 10.1007/s10887-007-9011-5
  • 22. Tan J.-P., Lee K.H., Flinn R., Roseth V., Nam Y.-J.J. 2016. Workforce Development in Emerging Economies: Comparative Perspectives on Institutions, Praxis, and Policies. Directions in Development. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0850-0

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 17. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: