Журнал: Гуманитарий Юга РоссииВолков Ю. Г., Курбатов В. И., Дюжиков С. А., Люев А. Х.Мигранты в социальных сетях: уход от реальности или порождение новой реальности

Журнал: Гуманитарий Юга России

Волков Ю. Г., Курбатов В. И., Дюжиков С. А., Люев А. Х.

Мигранты в социальных сетях: уход от реальности или порождение новой реальности

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.5.1
Волков Юрий Григорьевич
Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россият
Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель
Курбатов Владимир Иванович
Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Дюжиков Сергей Александрович
Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии и медиации
Люев Азамат Хасейнович
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия
Кандидат социологических наук, проректор по молодежной политике

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Волков Ю. Г., Курбатов В. И., Дюжиков С. А., Люев А. Х. Мигранты в социальных сетях: уход от реальности или порождение новой реальности // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 11. № 5. С. 19-30.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.5.1

Рубрика:

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Цель исследования. Мигранты стали видеть в социальных сетях решение многих своих, в том числе информационных, проблем, формируя виртуальную идентичность – обретая вместо реальных виртуальные ценности, организуясь в виртуальные сообщества вообще, в виртуальные этнические цифровые диаспоры. Это формулирует основную цель настоящего исследования в виде изучения феномена цифровой диаспоры и цифрового мигранта как объекта и предмета настоящего исследования. Изучение этой новой реальности, ее отношения к реальности традиционной является важной и актуальной исследовательской задачей, поскольку это порождает новые тенденции и тренды, осмысление которых наполняет новым содержанием такие проблемы, как адаптация мигрантов, их новая, в том числе цифровая, идентичность, которая по-новому характеризует социальный и этнический капитал мигрантов.   Методологическая база. Для системного представления о предмете настоящего исследования необходимо осмысление цифровой молодежной миграции в виде ухода в цифровую реальность – этнической цифровой диаспоры как нового типа информационной социальности, требуется также осмысление такого феномена, как мигрантские социальные медиа. Данный подход реализуется в работах таких отечественных исследователей, как А.П. Глухов, Г.З. Ефимова, З.В. Зюбан, С.О. Кремлева и др. Нужно отметить, что осмысление понятий «цифровой мигрант» и «цифровая диаспора» предполагает также использование принципов экспликации реальности (социальной, коммуникационной, консенсусной и медиареальности), понимание конструкта как виртуальной модели объяснения реальности.   Результаты исследования. Молодежь стала поколением социальных сетей, проводя в нем большую часть жизни, организуясь в сетевые сообщества по интересам и потребностям, устанавливая коммуникационные виртуальные связи, предпочитая традиционной реальности виртуальную, связи с чем формируя виртуальную идентичность, обретая вместо реальных виртуальные ценности, проводя большую часть своего продуктивного времени в мире виртуального общения, компьютерных игр и бесцельного блуждания по сайтам. Это создает основу для подмены традиционной реальности виртуальной и существенно трансформирует социальное поведение молодежи, которая иммигрирует из реального мира в мир виртуальный, превращая это поколение в сетевых мигрантов.   Перспективы исследования. Необходимо исследование поведенческих паттернов молодежных сетевых мигрантов, а это связано с изучением форм сетевой социализации, специфики коммуникации в социальных сетях, особенностей формирования виртуальной идентичности и, конечно же, анализом тех информационных молодежных ценностей, которые противопоставляют виртуальный мир миру реальному.  

Литература:

  • Глухов А. П. Terra incognita социальных сетей как новая платформа дискурса для мигрантов в России // Научный альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 343–346.
  • Ефимова Г. З., Зюбан З. В. Влияние социальных сетей на личность // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/ 20PSMN516.pdf.
  • Зорина О. А. Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи // Образование Ямала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// yamal-obr.ru/articles/vliyanie-socialnykh-setejj-na-dukhovno-n/.
  • Кремлева С. О. Сетевые сообщества // Порталус. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/ psychology/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106643505&archive=01&start_from=&ucat=16&.
  • Лапшина Е. Миграция и маргинальность в контексте социологии социального пространства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 12 (1).
  • Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
  • Рзаева С. Этническая социальная сеть как механизм миграционных процессов и адаптации в принимающем обществе: о понятии и устройстве // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. Вып. 395.
  • Тимошкин Д. Доверие vs дезинформация: экономика русскоязычных «мигрантских» групп в социальных сетях // Экономическая социология. 2019. Т. 20, № 5.
  • Bakewell O., Engbersen G., Fonseca M. L., Horst C. (Eds.). Beyond networks: Feedback in international migration. Basingstoke, UK: Palgrave MacMillan, 2016.
  • Baldassar L., Nedelcu M., Merla L., Wilding R. ICT-based co-presence in transnational families and communities: Challenging the premise of face-to-face proximity in sustaining relationsh // Global Networks, 2016. Vol. 16. P. 133–144. Doi:10.1111/glob.12108.
  • Brinkerhoff J. Digital diasporas: Identity and transnational engagement. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2009.
  • Deleva Z. Conceptualizing Migration in Europe: Selected Theoretical Approaches // Institute of European Studies and International Relations Faculty of Social and Economic Sciences Comenius University Working Paper. 2010. № 4. P. 3–40.
  • Diker E. Social Media and Migration // Review of Political and Social research Institute of Europe. 2015. Available at: http://ps-europe.org/social-media-and migration/.
  • Diminescu D. The connected migrant: An epistemological manifesto // Social Science Information. 2008. Vol. 47. P. 565–579.
  • Everett A. Digital diaspora: A race for cyberspace. Albany: State University of New York Press, 2009.
  • Hayes A. Digital Immigrant. Available at: https://www.investopedia.com/terms/d/digital-immigrant.asp.
  • Hepp A., Bozdag C., Suna L. Mediale migranten. Wiesbaden, Germany: VS Verlag, 2011.
  • Howard R. The Virtual Community. London: Mandarin, 1993.
  • Leurs K., Prabhakar M. Doing Digital Migration Studies: Methodological Considerations for an Emerging Research Focus. Available at: https:// link.springer. com/chapter/10.1007/978-3-319-76861-8-14.
  • Marino S. Making space, making place: Digital togetherness and the redefinition of migrant identities online // Social Media + Society. 2016. № 1–9. Doi: 10.1177/ 2056305115622479.
  • Oiarzabal P., Alonso A. (Eds.). Diasporas in the new media age: Identity, politics, and community. Reno: University of Nevada Press, 2010.
  • Pavlik J. Media in the digital age. New York: Columbia University Press, 2008.
  • Pink S., Horst H., Postill J., Hjorth L., Lewis T., Tacchi J. Digital ethnography principles. London: England SAGE, 2016.
  • Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants. From On the Horizon. MCB University Press, 2001. Vol. 9, No. 5.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 11. № 5.
>> Архив журнала