Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Константиновский Д. Л.
В поисках источника образовательного неравенства

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8609

Константиновский Давид Львович
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 4. С. 98-111.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8609

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье обсуждаются различные подходы к исследованию источников неравенства в образовании. Отмечается, что данные о представительстве учащихся из семей с разным статусом родителей на различных уровнях образования не являются достаточными для обоснованных суждений о неравенстве. Для полноценной интерпретации требуется обращение к гораздо большему объёму информации, в первую очередь потому, что решающее значение при формировании шансов на получение образования определённого уровня и качества имеет разнообразное влияние семьи и окружения подростка в период его первичной социализации. Важен социальный опыт семьи, базирующиеся на нём модели социального поведения, выработанные культурные образцы, стратегии и тактики. Вместе с тем сформированные ориентации в отношении образования не являются закреплёнными единожды и навсегда – они пластичны и могут трансформироваться, если меняется общая ситуация (например, экономическая) или производится направленное воздействие (например, педагогическое). Сформированное ранее является как бы стартовой позицией и задаёт в дальнейшем направленность и темпы возможной рефлексии на те или иные влияния. Пандемия и вызванная ею интенсификация дистанционного обучения резко повысили значимость качеств учащихся, сформированных в период первичной социализации и имеющих решающее значение для академической успешности. Сопутствующий этому рост неравенства в образовании актуализировал поиски его источников с тем, чтобы найти средства если не к преодолению его, то к уменьшению. Выравнивание возможностей выходцев из всех социальных групп особенно важно для роста человеческого потенциала.

Ключевые слова:

образование; человеческий потенциал; неравенство; первичная социализация; пандемия; дистанционное обучение

Литература:

  • 1. Вознесенская Е. Д. Доступность высшего образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения / Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, О. Я. Дымарская // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С. В. Шишкин ; Независимый институт социальной политики. М., 2004. С. 104–144.
  • 2. Деруэ Ж.-Л. Социология образования: в поисках общества / Ж.-Л. Деруэ ; пер. С. В. Нелюбова // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Спец. выпуск. С. 179–190.
  • 3. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85–112. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112.
  • 4. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова [и др.]. М. : ЦСП и М, 2015. 231 с.
  • 5. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / Сост. М. А. Пинская [и др.] ; под общ. ред. М. А. Пинской [и др.]. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 192 с.
  • 6. Саскинд Д. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним / Д. Саскинд, Б. Саскинд, Л. Левинтер-Саскинд ; пер. А. Богданова, М. Гескина. М. : ООО Манн, Иванов и Фербер, 2018. 288 с.
  • 7. Хекман Дж. Экономическая отдача от дошкольного образования детей из неблагополучных семей: уроки программы «Хайскоуп Перри» / Дж. Хекман, С. Мун, Р. Пинто, П. Савельев, А. Явиц // Финансы и бизнес. 2010. № 3. С. 39–51.
  • 8. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала / Дж. Хекман ; пер. с англ. Е. Покатович // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137.
  • 9. Хекман Дж. Равные условия для всех детей: стратегия, которая работает. М. : Издательство «Мозаика-Синтез» ; Изд-во Московского университета, 2019. 88 с.
  • 10. Boudon R. Education, opportunity, and social inequality: changing prospects in western society. N.Y. : John Wiley & Sons, 1974. 220 p.
  • 11. Boudon R. L’In?galit? des chances: la mobilit? sociale dans les soci?t?s industrielles. Paris : Armand Colin, 1973. 237 p.
  • 12. Bourdieu P. Les h?ritiers: les ?tudiants et la culture / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. Paris : de Minuit, 1964. 183 p.
  • 13. Bourdieu P. La reproduction: el?ments pour une th?orie du syst?me d’enseignement / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. Paris : de Minuit, 1970. 280 p.
  • 14. Equality of educational opportunity / J. Coleman [et al.]. Washington : U.S. Government Printing Office, 1966, 746 p.
  • 15. Konstantinovskii D. L., Khokhlushkina F. А. The formation of the social behavior of young people in the sphere of education. Russian Education and Society. 2000. № 42 (2). P. 26–58.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 9. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: