Журнал: Гуманитарий Юга РоссииВоденко К. В., Кумыков А. М.Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования

Журнал: Гуманитарий Юга России

Воденко К. В., Кумыков А. М.

Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.11
Воденко Константин Викторович
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук
Кумыков Ауес Мухамедович
Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, Нальчик, Россия
Доктор философских наук, профессор, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Воденко К. В., Кумыков А. М. Риски архаизации в процессе регионализации высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 2. С. 141-151.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.11. EDN: WWDLRK

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Выражение признательности

Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-239.2022.2).

Аннотация:

Цель исследования – выявить риски архаизации в процессе регионализации высшего образования как интеграции культурно-исторического, хозяйственно-экономическо­го и социально-ценностного компонента в рамках деятельности региональной высшей школы для обеспечения устойчивого развития в российских регионах. Методологическую базу исследования составляет трансдисциплинарный подход к определению понятия «архаизация».   Результаты исследования. На основе концептуального анализа делается вывод о том, что риски архаизации как подражание и воспроизведение доцивилизационных форм содержат вызов модернизации высшего образования в форме замещения ценностей как культурно-исторического наследия архаизмами, ориентированными на ретромодерн, самоизоляцию, что создает состояние адаптации, но не способствует регионализации высшего образования. Понимание рисков архаизации в структурно-организационном и деятельностном параметрах способствует политике ограничения архаизмов в высшем образовании и переводу работы на обеспечение преемственности в развитии вузовской системы. Перспективы исследования связаны с оценкой и ревизией традиций и инноваций в высшем образовании, и в этом контексте актуален анализ соотношения архаики и традиционности на региональном уровне.

Литература:

  • Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89–100.
  • Бедранов Г. Ш. Проблема архаизации на постсоветском пространстве. М.: Центр Льва Гумилева, 2013. 110 с.
  • Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном уровне. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2017. 229 с.
  • Ламажаа Ч. К. Архаизация общества. Тувинский феномен. М.: Либроком, 2012. 472 с.
  • Столицы и регионы современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь мир, 2018. 312 с.
  • Сычева С. М. Проблемы архаизации: некоторые методологические подходы // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 90–93.
  • Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. 398 с.
  • Хачатурян В. М. Архаизация и модернизация в современной России // Исторические повороты культуры. М.: Гражданское общество, 2012. 700 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 2.
>> Архив журнала