Журнал: Социологический журналСинявская О. В., Червякова А. А., Горват Е. С.Анализ факторов выхода с рынка труда в возрасте 45 лет и старше в России: роль характеристик занятости, смены работы и получения образования

Журнал: Социологический журнал

Синявская О. В., Червякова А. А., Горват Е. С.

Анализ факторов выхода с рынка труда в возрасте 45 лет и старше в России: роль характеристик занятости, смены работы и получения образования

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.2.8986
Синявская Оксана Вячеславовна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
кандидат экономических наук, заместитель директора, Институт социальной политики
Червякова Анна Александровна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики, Институт социальной политики
Горват Елезавета Сергеевна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
стажер-исследователь Центра комплексных исследований социальной политики, Институт социальной политики

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Синявская О. В., Червякова А. А., Горват Е. С. Анализ факторов выхода с рынка труда в возрасте 45 лет и старше в России: роль характеристик занятости, смены работы и получения образования // Социологический журнал. 2022. Том. 28. № 2. С. 50-72.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.2.8986. EDN: MCMSEM

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Аннотация:

Данная статья, посвященная анализу влияния смены места работы и/или профессии и получения образования на прекращение занятости, а также выявлению характеристик работы, задерживающих индивидов на рынке труда, вносит вклад в дискуссию об изучении факторов выхода с рынка труда в экономическую неактивность на пенсии. В зарубежной и отечественной литературе значительная часть работ посвящена исследованию влияния индивидуальных и семейных характеристик, накопленного человеческого капитала на занятость, тогда как воздействие характеристик занятости, трудовой мобильности и непрерывного образования на шансы продолжить работу изучены недостаточно, а имеющиеся исследования часто приводят к противоречивым результатам. Эмпирической базой исследования выступили данные лонгитюдного репрезентативного обследования «Российский мониторинг экономического  положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE)» за 10 лет (2010–2019 гг.). С помощью регрессионной модели анализа дожития Кокса с зависящими от времени ковариатами получены относительные риски выхода с рынка труда лиц в возрасте 45 лет и старше, в том числе в разрезе пола. Показано, что участие в непрерывном образовании повышает шансы на сохранение занятости на 19,1% для населения в целом и на 25,4% для женщин в частности. Смена места работы или профессии увеличивает риск незанятости населения более чем в 3,5 раза, для мужчин фактор имеет бо?льшую важность. Наиболее распространенные в России характеристики занятости — официальное трудоустройство, полный рабочий день, работа на средних или крупных предприятиях — способствуют более позднему выходу с рынка труда на 42, 19, 28–36% соответственно. Самозанятость и иные виды работы не на предприятии и не в организации, а также занятость в частных компаниях ускоряют переход к незанятости.

Литература:

  • 1. Гимпельсон В.Е., Зинченко Д.И. Цена возраста: заработная плата работников в старших возрастах. Серия WP3 «Проблемы рынка труда». М.: Высшая школа экономики, 2019. — 40 с.
  • 2. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л., Ощепков А.Ю., Рощин С.Ю., Смирных Л.И., Травкин П.В., Шарунина А.В. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Под общ. ред.: В.Е. Гимпельсона, Р.И Капелюшникова, С.Ю. Рощина. М.: Центр стратегических разработок, 2017. — 145 с.
  • 3. Денисова И.А. Выход старших возрастных когорт с рынка труда: анализ методами дожития // Население и экономика. 2017. Т. 1. № 1. С. 22–49. DOI: 10.3897/popecon.1.e36031 EDN: ZAOMBW
  • 4. Клепикова Е.А. Возрастная дискриминация при найме: результаты экспериментального исследования // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 2. С. 64–89. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-2-64-89 EDN: FWCGPM
  • 5. Клепикова Е.А., Колосницына М.Г. Эйджизм на российском рынке труда: дискриминация в заработной плате // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 1. С. 69–88. DOI: 10.21638/11701/spbu18.2017.104 EDN: YPZROJ
  • 6. Малева Т.М., Синявская О.В. Российские пенсионеры: трудовые биографии, экономическая активность, пенсионные истории // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып. 1 / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП, 2007. С. 545–596.
  • 7. Мальцева И., Ляшок В. Пожилое население России на рынке труда в 2000-е годы // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE). Вып. 2 / Отв. ред.: П.М. Козырева. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 95–110.
  • 8. Сиротин В.П., Егоров А.А. Методологические аспекты анализа карьерных траекторий на российском рынке труда // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 9. С. 37–47. EDN: VCCOHS
  • 9. Berg P., Hamman M., Piszczek M., Ruhm C. The relationship between employer-provided training and the retention of older workers: evidence from Germany // International Labour Review. 2017. Vol. 156. No. 3–4. P. 495–523. DOI: 10.1111/ilr.12031
  • 10. Burtless G., Moffitt R. The joint choice of retirement age and postretirement hours of work // Journal of Labor Economics. 1985. Vol. 3. No. 2. P. 209–236. DOI: 10.1086/298053
  • 11. Cahill K.E., Giandrea M.D., Quinn J.F. Retirement patterns from career employment // The Gerontologist. 2006. Vol. 46. No. 4. P. 514–523. DOI: 10.1093/geront/46.4.514
  • 12. Damman M., Henkens C., Kalmijn M. Do older workers develop a short-timer’s attitude prior to retirement? Evidence from a panel study // SSRN Electronic Journal. 2011. DOI: 10.2139/ssrn.1975274
  • 13. De Luna X., Stenberg A., Westerlund O. Can adult education delay retirement from the labour market? // Swedish Institute for Social Research (SOFI). Working Paper No. 6. 2008. — 17 p.
  • 14. Gora M., Rohozynsky O., Sinyavskaya O.V. Pension reform options for Russia and Ukraine: A critical analysis of available options and their expected outcomes (with particular focus on labor market, industrial restructuring and public finance) // ESCIRRU Working Paper No. 25. 2010. DOI: 10.2139/ssrn.1580055
  • 15. Gries T., Jungblut S., Krieger T., Meyer H. Economic retirement age and lifelong learning — a theoretical model with heterogeneous labor, biased technical change and international sourcing // CESifo Working Paper No. 6257. 2016. — 44 p.
  • 16. Han S.-K., Moen P. Clocking out: temporal pattering of retirement // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 1. P. 191–236. EDN: DCTQTZ
  • 17. Hayward M., Friedman S., Chen H. Career trajectories and older men’s retirement // Journal of Gerontology. 1998. Vol. 53B. No. 2. P. S91–S103. DOI: 10.1093/geronb/53B.2.S91
  • 18. Henretta J. The life-course perspective on work and retirement // Invitation to the life course. Toward new understandings of later life / Ed by R. Settersten. Amityville, New York: Baywood Publishing, 2003.
  • 19. Hof?cker D., Radl J. Retirement transitions in times of institutional change: theoretical concept // Delaying Retirement / Ed. by D. Hof?cker, M. Hess, S. K?nig. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 1–21. DOI: 10.1057/978-1-137-56697-3_1
  • 20. Karmel T., Woods D. Lifelong learning and older workers. Adelaide: National Centre for Vocational Education Research, 2004. — 85 p.
  • 21. Kilpi-Jakonen E., Vono de Vilhena D., Blossfeld H.-P. Adult learning and social inequalities: Processes of equalisation or cumulative disadvantage? // International Review of Education. 2015. Vol. 61. No. 4. P. 529–546. DOI: 10.1007/s11159-015-9498-5
  • 22. Kilpi-Jakonen E., Vono de Vilhena D., Kosyakova Y., Stenderg A., Blossfeld H.-P. The impact of formal adult education on the likelihood of being employed: a comparative overview // Studies of Transition States and Societies. 2012. Vol. 4. No. 1. P. 48–68.
  • 23. Kosyakova Y. Cumulation or compensation? Returns to adult education and social inequalities in Soviet and Post-Soviet Russia // European Societies. 2018. Vol. 20. No. 1. P. 65–88. DOI: 10.1080/14616696.2017.1329935 EDN: VDSCUI
  • 24. Kosyakova Y. Job-related adult learning in the Russian Federation: more educational opportunities without equalization effect // Adult Learning in Modern Societies: Patterns and Consequences of Participation From a Life-course Perspective / Ed. by H.-P. Blossfeld, E. Kilpi-Jakonen, D. Vono de Vilhena, S. Buchholz. Cheltenham: Edward Elgar, 2014. P. 140–161. DOI: 10.4337/9781783475186.00016 EDN: WVEZEX
  • 25. Midtsundstad T., Nielsen R. Lifelong learning and the continued participation of older Norwegian adults in employment // European Journal of Education. 2019. Vol. 54. No. 1. P. 1–12. DOI: 10.1111/ejed.12322
  • 26. Mutchler J.E., Burr J.A., Pienta A.M., Massagli M.P. Pathways to labor force exit: work transitions and work instability // The Journal of Gerontology: Series B. 1997. Vol. 52B. No. 1. P. S4–S12. DOI: 10.1093/geronb/52B.1.S4 EDN: HJAATJ
  • 27. Picchio M., van Ours J. Retaining through training even for older workers // Economics of Education Review. 2013. Vol. 32. P. 29–48. DOI: 10.1016/j.econedurev.2012.08.004
  • 28. Regmi K.D. Lifelong learning: Foundational models, underlying assumptions and critiques // International Review of Education. 2015. Vol. 61. No. 2. P. 133–151. DOI: 10.1007/s11159-015-9480-2
  • 29. Sinyavskaya O. Pension reform in Russia: A challenge of low pension age // PIE Discussion Paper. No. 267. 2005 [online]. Accessed 19.08.2020. URL: http://hermes-ir.lib.hit-u.ac.jp/rs/bitstream/10086/14233/1/pie_dp267.pdf
  • 30. Sinyavskaya O., Cherviakova A., Gorvat E. Does job change after becoming a pensioner contribute to maintaining employment in old age? Basic Research Program Working Papers. Series WP BRP Series “Public and Social Policy”. M.: NRU HSE, 2020. — 30 p.
  • 31. Spence M. Job market signaling // The Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87. No. 3. P. 355–374. DOI: 10.2307/1882010
  • 32. Stenberg A., Westerlund O. Education and retirement: does university education at mid-age extend working life? // IZA Journal of European Labor Studies. 2013. Vol. 2. No. 16. P. 1–22. DOI: 10.1186/2193-9012-2-16
  • 33. Walters D. The relationship between postsecondary education and skill: comparing credentialism with human capital theory // The Canadian Journal of Higher Education. 2004. Vol. 34. No. 2. P. 97–124.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 28. № 2.
>> Архив журнала