Журнал: НародонаселениеЧернышев К. А., Митягина Е. В., Петров Е. Ю.Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети

Журнал: Народонаселение

Чернышев К. А., Митягина Е. В., Петров Е. Ю.

Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.4.7
Чернышев Константин Анатольевич
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
к.геогр.н., ведущий научный сотрудник
Митягина Екатерина Владимировна
Вятский государственный университет, Киров, Россия
д.соц.н., доцент, проректор по развитию на основе анализа данных
Петров Евгений Юрьевич
Томский государственный университет, Томск, Россия
лаборант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Чернышев К. А., Митягина Е. В., Петров Е. Ю. Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети // Народонаселение. 2023. Том. 26. № 4. С. 75-86.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2023.26.4.7. EDN: YIGEOF

Рубрика:

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ФАКТОРЫ МИГРАЦИИ

Выражение признательности

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-28-00766. — URL: https://rscf.ru/project/22-28-00766/.

Аннотация:

В информационном обществе данные социальных сетей наряду с официальной статистикой и социологическими опросами становятся важным источником информации о миграции населения. В статье анализируются возможности и опыт использования профилей пользователей социальной сети «ВКонтакте» для изучения внутренней образовательной миграции. Основная цель работы — выявление зон влияния ведущих центров высшей школы, притягивающих межрегиональных образовательных мигрантов. Главным методом исследования выступил анализ цифровых следов пользователей социальной сети. В результате выявлены зоны влияния 23 городов, являющихся ведущими центрами получения высшего образования в РФ. К ним авторы относят города, соответствующие одному из критериев: наличие университета со статусом «федеральный» или включённого в число 10 лучших в России согласно рейтингу QS World University Rankings 2022, численность населения свыше 1 млн человек. Для каждой зоны рассчитано соотношение числа пользователей социальной сети: обучающихся в регионах тяготения центра, обучающихся во всех или только в «своём» ведущем центре высшей школы. Установлено, что территориальная близость не является определяющим фактором формирования зон тяготения ведущих центров высшей школы в современной России. На формирование образовательных потоков влияет совокупность факторов: престижность вуза, качество получаемого образования, предлагаемые направления подготовки, низкая стоимость обучения, наличие крупного города, восприятие социально-экономических условий и другие. Делается вывод, что использование данных социальной сети «ВКонтакте» для изучения образовательной миграции позволяет продвинуться в изучении процессов образовательной миграции.

Литература:

  • 1. Чудиновских, О. С. О качестве федерального статистического наблюдения за миграционными процессами / О. С. Чудиновских, А. В. Степанова // Демографическое обозрение. — 2020. — Т. 7. — № 1. — С. 54–82. DOI: 10.17323/demreview.v7i1.10820; EDN: CGSRIL
  • 2. Гребенюк, А. А. Исследование миграционных процессов в электронных социальных сетях / А. А. Гребенюк, А. А. Субботин // Цифровая социология. — 2021. — Т. 4. — № 2. — С. 23–31. DOI: 10.26425/2658–347X-2021–4–2–23–31; EDN: FVKNMY
  • 3. Замятина, Н. Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных интернетсетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») / Н. Ю. Замятина // Региональные исследования. — 2012. — № 2(36). — С. 15–28. EDN: PCFDYP
  • 4. Замятина, Н. Ю. Виртуальная география виртуального населения / Н. Ю. Замятина, А. Д. Яшунский // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — № 1. — С. 117–137. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.07; EDN: YQUCNL
  • 5. Фаузер, В. В. Миграции населения российской Арктики: модели, маршруты, результаты / В. В. Фаузер, А. В. Смирнов // Арктика: экология и экономика. — 2020. — № 4 (40). — С. 4–18. DOI: 10.25283/2223–4594–2020–4–4–18; EDN: JDXXAO
  • 6. Alexandrov, D. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data / D. Alexandrov, V. Karepin, I. Musabirov // WebSci’16: Proceedings of the 8th ACM Conference. — 2016. — P. 309–311. DOI: 10.1145/2908131.2908192; EDN: WVYCMN
  • 7. Габдрахманов, Н. К. Цифровые следы образовательной миграции / Н. К. Габдрахманов, Т. С. Бабкина // Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов имени Е. В. Арменского (Москва, 18–28 февраля 2019 г.). — Москва : НИУ ВШЭ, 2019. — С. 87–88. EDN: ZEZPGH
  • 8. Габдрахманов, Н. К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов / Н. К. Габдрахманов, В. В. Орлова, Ю. К. Александрова // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 467. — С. 106–114. DOI: 10.17223/15617793/467/14; EDN: IJYMZD
  • 9. Смирнов, И. П. К Москве или к Санкт-Петербургу? Тяготение населения Тверской области по данным сети «Вконтакте» / И. П. Смирнов, Д. М. Виноградов, А. И. Алексеев // Известия РГО. — 2019. — Т. 151. — Вып. 6. — С. 69–80. DOI: 10.31857/S0869–6071151669–80; EDN: XFKOXN
  • 10. Гайнанов, Д. А. Влияние центр-периферийных отношений на молодёжную образовательную миграцию / Д. А. Гайнанов, А. Г. Атаева // Ars Administrandi. — 2021. — Т. 13. — № 3. — С. 335–358. DOI: 10.17072/2218–9173–2021–3–335–358; EDN: ROXEGX
  • 11. Захарова, И. В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов / И. В. Захарова // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28.— № 7.— С. 71–84. DOI: 10.31992/0869–3617–2019–28–7–71–84; EDN: AMMQJP
  • 12. Мкртчян, Н. В. Миграция молодёжи из малых городов России / Н. В. Мкртчян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 1. — С. 225–242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15; EDN: YORVWV

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 26. № 4.
>> Архив журнала