Журнал: Гуманитарий Юга РоссииБарвенко В. И.Культура как текст: перформативность и воображение

Журнал: Гуманитарий Юга России

Барвенко В. И.

Культура как текст: перформативность и воображение

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.11
Барвенко Виктория Ивановна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры инженерной графики и компьютерного дизайна

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Барвенко В. И. Культура как текст: перформативность и воображение // Гуманитарий Юга России. 2024. Том. 13. № 1. С. 165-175.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.11. EDN: VPWPKW

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

Цель исследования заключается в анализе проблемы перформативной трансформации онтологической стратегии современной культуры и ее креативной составляющей. Методологическую базу исследования составляют постмодернистские концепции культуры как текста (метатекста), онтологические рецепции эстетики перформанса, феноменологический подход к исследованию опыта сознания, творчества и коммуникации. Результаты исследования. Ситуация постмодерна существенно деформировала классический онтологический и познавательный дискурс, воздвигнув на место прежнего монолитного бытия структуры сказывания и систему знаков. Используемые в современной философии понятия «перформативность», «автореференция», «аффирмация» адекватно описывают не только сам процесс художественного формообразования, но и раскрывают внутренний механизм саморепрезентации текста (например, литературного). Такой текст не является пассивным предметом чужого сказывания, описания, толкования; его смысловая целостность и определенность формируется как собственное чтение. Сущность такого чтения рассматривается с опорой на феноменологическую традицию как процесс воображения. Такое видение культуры способствует позитивному переосмыслению критического пафоса постмодерна и выявлению внутри его парадигмы мощного конструктивного потенциала. Перспективы исследования. Формы современного городского искусства (перформанс, коллаж, инсталляция и др.) должны быть осмыслены в контексте обозначенной постмодернистской парадигмы культуры как текста.

Литература:

  • Барвенко В. И. Fluxrus галерея «Белка&Стрелка» / В. И. Барвенко // Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020: [ред.-сост. А. Ю. Трубицына]. – Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2020. – 256 с.
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт; [Пер. с фр.], [Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова]. – Москва: Прогресс, 1989. – 616 с.
  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – Москва: Художественная литература, 1972. – 470 с.
  • Гудмен Н. Способы создания миров / Н. Гудмен; [Пер. с англ.] – Москва: Идея-Пресс, Логос, Праксис, 2001. – 376 с.
  • Изер В. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология / В. Изер; [Пер. с нем.], [Сост. Д. Уффельман, К. Шрам]. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2001. – С. 186–216.
  • Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию (доклады, статьи, философские заметки) / М. К. Мамардашвили. – Москва: Лабиринт, 1996. – 432 с.
  • Остин Дж. Избранное: [Пер. с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П.]. – Москва: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – 332 с.
  • Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия / Ж.-П. Сартр; [Пер. с фр.] – Санкт-Петербург: Наука, 2001. – 319 с.
  • Флоренский П. А. Понятие формы / П. А. Флоренский // Сочинения в 4 т. Т. 3 (1). – Москва: Мысль, 2000. – С. 455–457.
  • Хайдеггер М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер; [Пер. с нем.] – Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 1998. – 302 с.
  • Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер; [Пер. с нем.], [Вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна]. – Москва: Мысль, 1998. – 663 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 13. № 1.
>> Архив журнала